Friday, October 4, 2013

Превед логотибчег



Спросите меня, почему я зол?

 Я расскажу вам в ответ историю. Историю наполненную чудесными поворотами и с предсказуемым концом. Историю борьбы разума с гротеском. Жизненную, одним словом историю.

Началась она недавно, полгода назад, когда мы, Злые Дизайнеры разозлились окончательно и решили покончить с деревенскими замашками нашей мэрии и показать, что есть еще в нашем городе дизайнеры, которым не все равно.

Хотя нет, вру. История эта началась давным давно, в 20-е годы прошлого века. Когда новая, пришедшая советская власть решила, что Эривань должен стать столицей. Так стал он Ереваном - с более мужественным именем. Но как корабль не переименуй, если в корпусе дыра и он не корабль, а большая деревня, городом он не станет.

И советская власть, призвав лучшие умы, взялась решать проблему. Решение было простым: чтобы раз и навсегда деревня превратилась в город, надо не побоятся и стреть с лица земли деревню и построить город. Такой, чтоб и не вспоминал о своем деревенском глухом прошлом.

План был блестяще приведен в исполнение. На месте пыльного захолустья был построен с нуля розовый красавец. Из темного прошлого оставили только положительные примеры. Чтоб была история. Какая надо. Городообразующая.

Конечно, создатели города понимали, что только новыми зданиями не добъешься превращения деревни в город, нужно работать с людьми. Что было прекрасно в ту эпоху - для решения глобальных задач ни времени, ни средств не жалели. Потому что средства были, а перспективы и выгоды были ясны.

И вот 50 лет подряд, планомерно, терпеливо и неуклонно, каленым социалистическим железом выжигали деревенщину из города. Привезли (кто не хотел - сослали) ученых, художников, поэтов, инженеров. Построили академии и заводы. Оперу и театры. Научили/заставили пользоваться туалетом в квартирах и даже заливать после себя унитаз. И не плевать на тротуар. Ради достижения цели были предприняты даже шаги, радикально противоположные идеологии: разрешили джаз, современное искусство, репатриантов из-за рубежа и чуточку инакомыслия.

В общем, было сделано все, чтобы деревня забылась. И проект удался. Ереван стал городом, которым гордилась такая страна, как СССР. Образцом удачного культурно-просветительского эксперимента.

А потом большой брат ослабел и умер. Его железная хватка ослабла и разжалась. И в городе, оставленном без надзора, потихоньку начала просыпаться деревня. Сначала робкими шагами, шарахаясь в тени, потом смелее, еще смелее, и вот воспользовавшись моментом пыльный колосс встал во весь рост. Не работали больше фонтаны, не заполнялись залы театров. Что там театры - даже кино больше не пользуется популятностью. Разве только зоопарк не затонул.

И вот грубые деревенские башмаки прошлись по городу, круша ненавистные очаги тлеющей культуры, из маршруток зазвучал мугам, гегемон демонстративно сел на корточки посреди оперной площади и начал лузгать семки.

А поднявшись вверх по вертикали власти, начал диктовать свой вкус уже не исподволь, а в приказном порядке. И привел город в соответстие со своими вкусами: чтоб поярче, чтоб золото (ибо богато), чтоб парча и чтоб громко, чтоб все знали, кто по улице едет.

Зачем такое длинное и пафосное вступление?

Чтоб было понятно, на что злы Злые Дизайнеры. На деревенщину. Именно на деревенщину, потому что, например селяне и деревенщина - большая разница. Селяне - честные трудяги, жители сел, которые в поту и труде зарабатывают свой хлеб. Честные, чистые люди. А деревенщина, это тот, кто придя к тебе домой заваливается на твой диван в своих красных мокасинах, благоухая потом, да еще и не спускает воду, после того, как поссыт. Если вообще попадет струей в унитаз. И при этом он будет обсолютно доволен проделанной работой.

Но деревенщина, наслаждаясь властью, не учла двух факторов: культурный эксперимент в Ереване был все-таки удачным и к тому же, теперь нет железного занавеса - есть с чем сравнивать и сравнение не в его пользу.

Так вот, Злые Дизайнеры, это горожане, остатки носителей городской культуры, которые устав ждать от деревенщины, что она самоокультурится, решили, несмотря ни на что, помочь своему городу вернуть лицо, хотя бы внешне, чтобы нам, жителям Еревана, не было стыдно за свой собственный город, когда идешь по улице.

И хоть мы и злые, но мы любим свой родной город и хотим ему помочь по-доброму. Мы изначально не хотим ни с кем воевать. Мы хотим помогать. Бесплатно, добровольно, всегда. Потому что мы можем и знаем как. Как сделать этот город красивее, приличнее, добрее и уютнее. Потому что мы долгие годы работаем, учились у лучших преподавателей и руки у нас растут из правильного места.

Об этом мы и заявили, во время достославного конкурса на туристический логотип города. Не буду пересказывать всю историю, скажу, что мы оказались не одиноки, нам помогли, поддержали, мы даже неожиданно получили в союзники саму мэрию и казалось, лед тронулся.

Казалось, что наконец-то к нам готовы прислушаться и воспользоваться нашей помощью (ведь дурачки бесплатно все делают). И даже больше того, процесс активно пошел. Благодаря объединению нескольких дизайн-сил начался процесс по брендированю города.

Наконец-то казалось, что мы избавились от розовых фламинго и позорных козлов посреди города. Казалось, дело за малым - убрать этот позорный рояль из кустов перед лебединым озером. А потом зазвенел тревожный звонок.

В виде звонка наших коллег с просьбой помочь.

Ситуация была следующая: приближался праздник города, который надо отметить с помпой. На празднике будет презентована бренд-платформа нашего города. Шестимесячный добровольный труд огромного количества людей.

Проблема в том, что для празднования тоже нужен логотип. И не ахти какой, а хороший, такой, на фоне которого не стыдно будет стоять и презентовать наш продукт. А такового не имеется. И конечно, это не было обговорено, конечно вы заняты, конечно мы не можем вас просить помочь, но мы просим. Помогите. Логотип нужен был вчера. Конечно бесплатно.

И конечно мы согласились. Потомы что хоть мы и злые, но мы и принципиальные. И мы обещали помогать нашему городу.

Что нам не поспать пару-тройку дней. Мы сможем. Конечно не окончательный вариант, но хотя бы достойные концепции. И мы сделали.


События эти происходили с 10-го по 12-е августа. Прошу запомнить эту дату, это важно. Празднование в середине октября.

И вот к чему мы пришли (помните, все сделано на коленке за один день):










Мэрия ответила долгим вежливым молчанием, потом вежливо сообщила, что у них есть лучшее предложение, всем спасибо, все свободны.

Ну лучшее, так лучшее, подумали мы. Действительно, ведь если есть кто-то кто сделает работу лучше и профессиональнее нас, мы будем только рады.

Есть же хорошие примеры:


И вот разразился уже не тревожный звонок а похоронный набат:

Тем, у кого еще не вытекли глаза, скажу: это еще не все. Есть дополнительный бренд-носитель:

В прострации смотрел я на это чудовище и не мог понять, чего же нехватает? чего-то важного, без чего он не смотрится. Потом я сообразил: красная парча - есть, золото - есть, клипатовый орнамент - есть. Нехватает последнего атрибута, характеризующего быдло-успех - СЕМКИ! Вот недостающий элемент! Они забыли насыпать семок! Как можно.... эхххх.

Жаль, что так и останется неизвестным этот герой псевдодизайнерского труда, создавший этого кадавра. И если честно, наверно я даже не хочу знать его имени, потому что важнее знать заказчика. А дизайнер - молодец, прогиб засчитан. А вот к заказчику есть вопросы.

Конечно же, в ответ на увиденное, поднялась невиданная волна сарказма. Не сравнить это с задом, торчащим в позе раком, может только неполовозрелый. Что и не переминули подчеркнуть в едином троллинговом порыве все те, кого до глубины души оскорбил этот... логотип. Работники мэрии, по работе торчащие в фейсбуке сначала фальшиво подхихикивали, но становились все нервознее и нервознее и наконец, попытались утихомирить волну. Но, так как защищать фактически нечего, начали совсем неправильно, а именно, с обвинений:

Теперь понимаете, почему я просил вас запомнить число? Напоминаю, 12 августа.

12 августа в мэрию были представлены варианты логотипа, которые если даже прожевать и выплюнуть, то они все равно останутся во много раз более профессиональными, грамотными и удобоваримыми, несмотря на все собственные недостатки. Я понимаю конечно, что чиновники люди подневольные, многие из них в процессе работы с нами проявили себя как вполне адекватные, хорошие люди. Но фактически, вот так признавать, что в вашей епархии правая рука не знает, что делает левая, это большой прокол и большой подрыв авторитета, который и так держался только на уважении к вам, как к личностям. А в свете всех событий, подобные обвинения вообще оскорбительны.

Итак, спросите меня еще раз: на что я зол?

Я зол на то, что выводы из всей этой ситуации очевидны и печальны: мэрии не нужен бренд города. Ей ничего не нужно, ее устраивает то, что происходит сейчас. Это горожан не устраивает вакханалия деревенщины. Тем же, кто у руля совсем не хочется что-то менять. И никогда не хотелось. Фактически надо признать то, от чего мы отворачивались все это время, в слабой надежде на успех: никому кроме нас самих этот бренд, культурное лицо города, красивые вывески, чистые улицы - не нужны. Наши градоправители (вся структура) не видят грязных улиц - они ездят на машинах, что такое качественный бренд, они просто не знают и знать не хотят. А уродливые вывески на их деревенский вкус - самое оно.

Уважаемые коллеги, посмотрим правде в глаза: наш многомесячный труд, интернациональной команды лучших дизайнеров, никому не нужен.

И никогда, ни при каких условиях нынешняя мэрия не примет нашу работу. И если вы до сих пор не поняли, я вам объясню почему.

Принять из наших рук, из рук специалистов, проффесионалов, обычных горожан, ЛЮДЕЙ, бренд города, сделаный за БЕСПЛАТНО, в дар городу, который мы любим - для мэрии это значит признать, что чиновники были неправы, самонадеяны и недальновидны. Это значит признать, что простые горожане заботятся о городе лучше и эффективнее, чем вся структура мэрии. Этого не может случится. Заплывший в долгом бездействии мозг не способен на такое самопожертвование. И даже те чиновники, которые по-человечески, из лучших побуждений, помогали нам (большое им спасибо) - они тоже просчитались.

События продолжают развиваться, может еще есть слабая надежда на хороший исход (не в случае приближающегося праздника, этот поезд уже ушел), посмотрим. Ереван терпелив, так же как ереванцы. И не такое видели за последние пару тысяч лет.

Но иногда возникает вопрос: может снова попробовать? Стереть все и начать заново. С нуля?

*Я специально не упоминаю никаких имен из соображений личного, а так же профессионального уважения, и в попытке сохранить объективность.

13 comments:

  1. Хреновые, скучные концепты (шрифт вообще убогий), хреновый finally.
    И если вы, так называемые дизайнеры негодуете, то что нам, простым обывателям-то делать? Не виден свет в конце трубы,есчо нет

    ReplyDelete
  2. Мне кажется, что ваш вывод намного гуманнее, чем то, что на самом деле происходит...хотя вы правильно подчеркнули ключевое слово, им не нужно бесплатно, им нужно платно, и желательно дорого, чтобы откат был посущественнее...лучше покопаться в отчетах и найти-таки, сколько стоила работа этого 'дизайнера'.

    ReplyDelete
  3. Да, надо было делать как у Лебедева "долго, дорого, ох....енно". Тогда точно выбрали бы ваш логотип. Возможно, это единственный способ добиться улучшения... Как было написано выше, откат по-любому должен был быть. И лучше бы он был из вашего предложения.

    Мне, как негражданке Армении, но жительнице Еревана, очень обидно за неиспользованную мэрией возможность...

    ReplyDelete
  4. Ես իմ բնույթով սովորաբար տառակեր եմ ու շատ հաճախ ջղայնանում եմ, որ մեր "ներքին" հոդվածները հայերենով չեն գրվում, կամ ասենք Երևանի մասին մի եքա հոդվածում նշվում ա, որ Երևանը գյուղ Էրիվանն ա էղել նախկինում, ու մենակ ամենավերջում թեթև ակնարկ ա արվում, որ ՔԱՂԱՔը, որը ժամանակին ԷՐԵԲՈՒՆԻ էր, 2000 տարուց ավել պատմություն ունի... Բայց ստիպեցիք, որ ասեմ, էս սաղ հեչ, ԱԽՊԵՐՆԵՐ, իսկապես սրանց գեղացիությունն արդեն չափերն անցել ա, ու իսկապես պետք ա սրանց դեմ պայքարել ու վերջ ի վերջո սովորացնել, որն ա ԳԵՂԵՑԻԿԸ, ու էդ իրանց հանճարեղ բարեփոխումների արդյունքում քաղաքի սիմվոլ դառած մառշուտկի պատուհանից դուրս ցցած հետույքի պատկերով լոգոն ՄԵՐ ԵՐԵՎԱՆԻ մասին չի....

    ReplyDelete
  5. //...В отличие от Китая, где, как известно со слов великого сказочника Андерсена, все жители китайцы, в Швейцарии в основном живут немцы, французы и немножко итальянцев, которые теснятся в одном-единственном кантоне со своим главным городом - Пугано.
    И вот начальник полиции города Лугано грузит в машину всю свою челядь и едет отдыхать по зову крови в Италию. По дороге он встречает огромное стадо баранов.
    Остановил машину, подходит к владельцу стада и просит продать ему одного барашка, с тем, чтобы первый день отдыха отметить на лоне природы вкусным шашлыком.
    - Выбирайте! Здесь так много баранов!
    Любитель шашлыка два часа выбирает себе одного барана. Наконец выбрал и показывает его владельцу стада.
    - Так вы начальник полиции города Лугано?
    - Вы меня знаете?
    - Конечно. Только начальник полиции города Лугано может два часа выбирать себе барана, и из двух тысяч выбрать собаку. //
    Энциклопедия Хулиганствующего Ортодокса

    ReplyDelete
  6. До боли знакомое разочарование годом раньше:
    www.prdesign.ru/text/2012/myrussia
    www.sostav.ru/news/2012/08/21/ne_maya_rossiya

    ReplyDelete
  7. http://ovanitas.livejournal.com/77382.html

    ReplyDelete
  8. Знаю, что такой цели вы себе не ставили, но если впредь мне будет нужен высококлассный дизайнер, буду обращаться к вам! Респект!

    ReplyDelete
  9. sxal nranuma vor dranc hamar anvchar chpti aneq, iranq ankirt angraget oligarxner en , ev iranc yntracne hastat mi qani hazar dolar el durs en grel iranc hashvin .

    ReplyDelete
  10. ev mi karevor ban, duq arel eq ASHXARI HAMAR; is irank mtacum en iranc seniaki sahmanerum , dra hamar el iranch achqerin iranc arach aveli lavna, , shat hetaqrqira vor et chen haskacel Qaxaqi yntrialner@

    ReplyDelete
  11. Ну что сказать. Молодец дизайнер, что смог продать это "произведение искусства".
    Получается жители Еревана достойны этого логотипа и этого правительства.

    ReplyDelete